Роскосмос: авария «Союза-ФГ» произошла из-за ошибки при сборке ракеты на Байконуре

1 ноября 2018

Госкорпорация пересоберет две ракеты «Союз», чтобы исключить проблемы с датчиками, как на «Союзе-ФГ».

Авария «Союза-ФГ» произошла из-за деформации датчика разделения первой и второй ступени при сборке ракеты на Байконуре. Об этом сообщил на пресс-конференции в четверг глава аварийной комиссии замдиректора ЦНИИмаш Олег Скоробогатов.

«Причиной нештатного разделения - явилось неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока «Д» из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6 градусов), допущенной при сборке «пакета» на космодроме Байконур», - сказал Скоробогатов.

По его словам, «это доказано, подтверждено документально, что это произошло по вине этого датчика, и это могло произойти только при сборке «пакета» ракеты на космодроме Байконур». «Мы обоснованно исключили возможность повреждения этого датчика на заводе-изготовителе <...> Однозначно установили, что место, где это могло быть - это на космодроме «Байконур. Разбираться, кто будет наказан, кто виноват, не входило в задачи аварийной комиссии», - подчеркнул он.

 

Как произошла авария

До разделения первой и второй ступени ракеты-носителя полет проходил без замечаний, все системы функционировали нормально. «В процессе отделения боковых блоков от центрального блока - блока А - на 118-й секунде вследствие неоткрытия крышки реактивного сопла увода блока окислителя одного из боковых блоков, это как раз левый блок Д, зарегистрирован неотход носовой части блока Д от блока А. В результате блок Д опорным конусом вначале скользнул по обратному конусу блока А, а затем он ударил по баку горючего, что привело к вскрытию бака горючего, разгерметизации, а в последующем к отрыву части бака горючего блока А в хвостовом отсеке», - рассказал Скоробогатов.

 «Зарегистрированные возмущения привели к потере стабилизации и формированию команды на аварийное выключение двигателей на 121-й секунде. И, как следствие, аварийному прекращению полета», - добавил Скоробогатов. Проще говоря, один из блоков первой ступени ракеты (на профессиональном жаргоне их называют «морковками» за внешнюю схожесть) при «отстреле» не отделился вовремя и задел в полете вторую ступень. Из-за этого автоматика ракеты-носителя скомандовала общий «отбой», спускаемый аппарат с двумя космонавтами экстренно отделился от нее и стал падать по баллистической траектории. Набранной к тому времени высоты для этого уже хватило.

Заместитель директора головного научного института Роскосмоса ЦНИИмаш Александр Медведев отметил, что у комиссии был «огромный объем» телеметрической информации. Именно этот «богатейший материал» и помог комиссии достаточно быстро разобраться в возможных версиях. «Не скрою, их [версий] было больше десяти», - добавил Медведев. Также, по его словам, были проведены наземные экспериментальные работы и математическое моделирование аварии, результаты которого и сравнивали с реально полученной при крушении ракеты информацией.

 

Причина аварии носит эксплуатационный характер

Роскосмос пересоберет две ракеты «Союз», чтобы исключить проблемы с датчиками, как на «Союзе-ФГ». По словам Скоробогатова, так как причина аварии «Союза-ФГ» 11 октября носит эксплутационный хараткер, подобная причина «распространяется на задел собранных в пакет РН [ракет-носителей] типа Союз». «Таких ракет у нас оказалось две. Одна сейчас завершает подготовку в Гвианском центре, и вторая - на космодроме Байконур для запуска 16 ноября грузового корабля «Прогресс «, - добавил он.

«Аварийной комиссией разработаны предложения и рекомендации по перепроверке ракет-носителей собранных в «пакет», которые предусматривают разборку «пакетов», проверку датчиков контакта - разделения и повторную сборку «пакетов» с проведением дополнительных мероприятий и дополнительного контроля. В том числе с проведением фото- и видеодокументирования», - сказал Скоробогатов.

Гендиректор РКЦ «Прогресс», где выпускают «Союзы», Дмитрий Баранов заявил, что процесс сборки ракет на Байконуре уже снимают на видео с новых ракурсов. В частности, дополнительные проверки были внедрены при подготовке ракеты «Союз-2.1б», стартовавшей 25 октября. «Это касается контроля функционирования данного датчика, о котором много сегодня сказано (имеется в виду датчик, неисправность которого стала причиной аварии 11 октября - прим. ТАСС). Это касается контроля сборки ракеты носителя в пакет, речь идет о механической сборке», - сказал он.

По словам Баранова, будут вводиться «дополнительные точки для видеодокументирования». «Ввиду сложившейся ситуации сейчас уточним позиции нахождения фото- и видеооператора для контроля сборки, чтобы можно было констатировать качество проведенных операций», - сказал он. Скоробогатов отметил, что специалисты комиссии по расследованию причин аварии подготовили предложения, исключающие повторение таких ситуаций в будущем.

 

По материалам ТАСС.