Шампанское за фото лунного «затылка»

7 октября 2019

7 октября 1959 года советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства «Луна-3» передала первые изображения обратной стороны Луны. Впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр

«Луна-3» стартовала с полигона Тюра-Там на ракете Р-7 во вторую годовщину запуска первого спутника, 4 октября 1959 года. Успех миссии во многом зависел от готовности наземных служб. В частности — от готовности наземных радотехнических служб принять радиосигнал с «лунной» картинкой. Центр дальней космической связи под Евпаторией, способный получать сигналы с аппаратов из дальнего космоса, ещё не был построен полностью — приём данных с Луны вёлся при помощи радиоантенны на горе Кошка под Симеизом в Крыму и был намечен на 7 октября.

Когда накануне стало ясно, что связь с «Луной-3» плохая (команды не проходили на борт станции), Сергей Павлович Королёв срочно приказал своей команде собираться в Крым — для того, чтобы доставить ракетчиков к месту приёма «лунных» сигналов, с международного рейса спешно сняли новенький Ту-104.

 
Эта антенна принимала фотографии обратной стороны Луны

Чтобы «картинка» с Луны принималась без помех, на Земле были предприняты беспрецедентные меры. Для получения сигнала в Чёрном море курсировал катер, искавший возможные источники радиопомех, по просьбе Королёва корабли Черноморского флота на время остановили радиопереговоры, а силами ГАИ по дороге рядом с обсерваторией даже было перекрыто движение автомобилей.

Станция прошла на расстоянии 6 500 км от поверхности Луны и благодаря гравитационному маневру изменила направление движения. Это позволило получить траекторию, удобную как для фотографирования, так и для передачи данных на Землю с расстояния порядка 47 000 км.

Приём изображений обратной стороны Луны, намеченный на утро 7 октября, мог и не состояться — вечером 6 октября внезапно выяснилось, что в обсерватории может не хватить запаса специальной магнитной ленты для последующей записи изображения лунных ландшафтов.

Ну, тут СП пришел в ярость. Я его понимал. Ведь если бы нас предупредили, мы могли бы захватить с собой из Москвы эту дефицитную ленту. Он «из всех стволов главного калибра» выдал Рязанскому, Богуславскому и Брацлавцу

— вспоминал позже в своей книге «Ракеты и люди» академик Борис Евсеевич Черток.

Любопытно, что для съёмки использовалась американская 35-миллиметровая фотоплёнка, полученная со сбитых американских воздушных шаров-разведчиков, засылаемых Вашингтоном для съёмки советской территории. Оказалось, что трофейная пленка по своим параметрам, недостижимым в то время для советской промышленности, идеально подходила для съемки Луны. Доставить плёнку в Крым было под силу только Королёву — по звонку Главного конструктора плёнка из Москвы была доставлена рейсовым Ту-104, а затем вертолётом в Симеиз. Поужинать и отдохнуть причастным к эпохальному эксперименту удалось лишь за полночь. По словам Чертока, за столом Королёв строго предупредил свою команду: «Не пить! Завтра выезжаем в 6:00».

Приём данных начался в расчётное время. Директор Крымской солнечной обсерватории, астроном Андрей Борисович Северный, был уверен, что изображение не пройдёт — космическое облучение засветит плёнку. Но постепенно, строчка за строчкой, на бумаге стало проявляться изображение.

— Ну, что там у вас? — спросил Королёв.
— У нас получилось, что Луна круглая, — невесело пошутил Черток.

Принимавший данные конструктор Евгений Яковлевич Богуславский вытянул из аппарата первое записанное на бумаге изображение, показал Королёву и… разорвал. Упавшим голосом Королёв сказал Богуславскому:
— Зачем же ты, Евгений Яковлевич, так сразу? Ведь это же первый, понимаешь? Первый снимок той стороны...
— Плохо, много помех. Сейчас добавим фильтры, и грязи не будет.

Действительно, разобрать в первых размытых кадрах детали лунного рельефа можно было лишь при очень богатом воображении. Однако постепенно на бумаге появлялись всё более чёткие кадры. Королёв оживился. Взял один из снимков и написал: «Уважаемый Андрей Борисович! Первая фотография обратной стороны Луны, которая не должна была получиться. С уважением, С. Королев. 7 октября 1959 года». Затем преподнёс снимок Северному.

 
Один из первых снимков обратной стороны Луны

Это был настоящий успех, триумф советской науки! Совершив 11 оборотов вокруг Земли, «Луна-3» вошла в земную атмосферу и прекратила существование. Фотоснимки обратной стороны спутника Земли, сделанные советской автоматической межпланетной станцией «Луна-3», были опубликованы 27 октября 1959 года на первой полосе газеты «Правда». Впервые люди смогли увидеть невидимую сторону Луны! Советские учёные с блеском выполнили задачу, казавшуюся невозможной ещё пару лет назад.

После возвращения в Москву Королёв ещё раз рассмотрел полученные снимки, советуясь с астрономами — какие имена присвоить новым открытым объектам. В этом ему помогал уже известный на тот момент советский астрофизик Иосиф Шкловский.

Наше ли дело выдумывать названия для вновь открытых кратеров на Луне? Но Королёв был стратег. Он спешил взять инициативу в свои руки, опасаясь, что её захватят в будущем те, кто получит лучшие снимки. Надо взять всё, что можно, от каждого космического успеха

— Борис Черток.

Хотя в Академии наук остались не очень довольны качеством полученных фотографий, благодаря им Советский Союз получил приоритет в наименовании объектов на поверхности Луны. Вскоре по решению президиума Академии на карте Луны появились кратеры и цирки, названные в честь выдающихся ученых и деятелей культуры — Джордано Бруно, Жюля Верна, Герца, Курчатова, Лобачевского, Максвелла, Менделеева, Пастера, Попова, Склодовской-Кюри, Цзу Чунчжи и Эдисона, а также моря Мечты и Москвы.

Одним из создателей систем ориентации и коррекции полёта «Луны-3» был выдающийся учёный, физик-механик, доктор технических наук, профессор МФТИ Борис Викторович Раушенбах. Интересно, что позднее Борис Викторович стал известен и как автор книг о теории перспективы в изобразительном искусстве («Пространственные построения в древнерусской живописи», «Пространственные построения в живописи», «Общая теория перспективы» и «Геометрия картины и зрительное восприятие»).

 
Борис Викторович Раушенбах, Нина Ивановна и Сергей Павлович Королёвы на банкете в ресторане «Звёздный». 20 января 1965 года

Борис Черток вспоминал об эксцентричном французском виноделе Анри Мэре, который в 1957 году после запуска первого спутника заявил, что подарит тысячу бутылок французского шампанского из своих погребов человеку, который первым сможет увидеть скрытый от землян «затылок» Луны (в полной уверенности, что ничем не рискует).

Когда же фототелевизионное изображение невидимой с Земли стороны Луны было передано на Землю, французу пришлось признать, что пари он проиграл и должен вручить шампанское советским учёным. Тысячу бутылок, отправленные виноделом на адрес Академии наук СССР, президент Академии Александр Николаевич Несмеянов распорядился передать в ОКБ-1, коллектив которого занимался разработкой станции «Луна-3». Главный конструктор лично раздал шампанское сотрудникам, принимавшим участие в создании станции:

Нам выпала честь получить несколько десятков бутылок шампанского со склада Академии наук. Вам перепадёт по паре бутылок, остальные разойдутся среди аппарата и других непричастных

 
Та самая бутылка, «лунный» глобус и мини-макет АМС «Луна-3» в Музее космонавтики

Спустя много лет дочь С.П. Королёва Наталия Сергеевна узнала об этой истории и решила найти хотя бы одну бутылку. Через некоторое время ей позвонила А.А. Злотникова, бывший секретарь Сергея Павловича, и сообщила, что у неё сохранилась одна бутылка «лунного» шампанского. Так в семью Королёвых попала одна из тысячи выигранных бутылок. Правда, пустая…

Увидеть полноразмерный макет автоматической станции «Луна-3» и бутылку шампанского от французского винодела можно в обновлённой экспозиции зала «Утро космической эры» Музея космонавтики.

По материалам книг Ярослава Голованова «Королёв»; Бориса Чертока «Ракеты и люди»; газеты «Терра Таврика».