Ученые в США утверждают, что обнаружили девятую планету Солнечной системы

21 января 2016

Американские ученые впервые получили доказательства существования еще одной планеты в Солнечной системе, которая находится примерно в 20 раз дальше от Земли, чем Нептун.

Американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института исследовали орбиты шести небесных тел за орбитой Нептуна. Их расчеты показали, что на них должна влиять некая массивная планета. Они полагают, что планета массой в 10 раз больше, чем у Земли, была выброшена на окраину Солнечной системы на раннем этапе ее формирования. Теперь эта предполагаемая планета обращается вокруг Солнца по вытянутой орбите и даже в самой близкой к звезде точке орбиты находится в семь раз дальше от Солнца, чем Нептун, а год на ней длится 15 тысяч лет.

Загадочную планету X пытаются обнаружить уже давно, а напрямую наблюдать ее при помощи телескопов не удавалось еще никому. Сами исследователи отмечают в своей статье, опубликованной в The Astronomical Journal, что их объяснение выглядит наиболее достоверным, но не является единственным. По мнению экспертов, выводы Брауна и Батыгина выглядят довольно убедительно. Хотя и тут есть место для сомнения.

«Сам Плутон неоднократно брались предсказать математики, но астрономы нашли его случайно совсем не там, где его предсказывали», — отмечает Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ.

Лишь один раз за всю историю астрономии математическое предсказание оказалось точным — речь идет о Нептуне, положение которого было вычислено французским математиком Леверье в 1845-1846 годах. Однако другое его предсказание оказалось неверным – он полагал, что между Солнцем и Меркурием находится еще одна планета, которую назвали «Вулкан». Такой вывод математик сделал по отклонению орбиты Меркурия, однако в начале XX века, когда Эйнштейн разработал свою теорию относительности, оказалось, что особенности орбиты Меркурия в рамках этой теории объясняются без лишней планеты в Солнечной системе.

«Со времени открытия Нептуна ничего похожего не было, и конечно, хочется повторить такую удачу. Если Брауну и его молодому коллеге это удастся, они станут поистине великими астрономами», — сказал Сурдин.

Наиболее известные предсказания выводились до сих пор из закономерностей в движении долгопериодических комет, приходящих к нам из гипотетической области — облака Оорта. «Однако в этом случае не только существование далекого возмутителя комет, но и само существование таких закономерностей часто ставилось под вопрос», — пояснил Дмитрий Вибе, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН. «Батыгин и Браун исследовали существенно более надежную закономерность — схожую ориентацию орбит всех транснептуновых астероидов, движущихся по сильно вытянутым орбитам и в перигелии приближающихся к Солнцу не ближе Нептуна. Чтобы выстроить орбиты этих астероидов в примерно в одном направлении (точнее, в одном секторе), требуется некоторое постоянно действующее гравитационное возмущение», — отметил ученый.

Сам факт существования планеты на дальней периферии Солнечной системы не кажется исследователю чем-то невероятным. «Опубликовано уже немало расчетов, показывающих, что в молодой Солнечной системе могла быть ещё одна массивная планета, которая затем была выброшена из центральной области системы в результате взаимодействия с другими планетами-гигантами», — пояснил Вибе Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, полагает, что в результатах Брауна и Батыгина можно быть полностью уверенными.

«Доводы звучат довольно убедительно. Конечно, научное сообщество последнее слово оставляет за собой. Сомневающиеся есть, но они сомневаются в небольшой степени», — сказал исследователь.

Тем не менее, несколько лет назад, в 2009 году, был запущен космический инфракрасный телескоп WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer). Он нашел в Солнечной системе и за ее пределами тысячи различных новых объектов, но никакой большой планеты на периферии Солнечной системы не обнаружил. «Теперь мы точно знаем, что там нет ничего похожего на Юпитер и Сатурн, а вот что касается планет, похожих на Уран и Нептун, о чем сегодня идет речь, тут нет уверенности. WISE мог их и пропустить. Но все же основания для сомнений в результатах Брауна есть», — сказал Сурдин.

Целиком и полностью быть уверенными в существовании «планеты X» можно будет, когда ее удастся увидеть. Основные надежды на прямое обнаружение планеты ученые сейчас связывают с телескопом Subaru, поскольку он обладает возможностью делать снимки с довольно большим полем зрения. Если же наблюдения на Subaru не увенчаются успехом, надежду можно связать с перспективным проектом мощного обзорного телескопа LSST. «Пока выводы Батыгина и Брауна основаны на наблюдениях всего нескольких далеких транснептуновых объектов. Но по мере открытия новых объектов орбитальные параметры возмущающего тела можно будет уточнить, тем самым сузив область поиска. Не исключен, конечно, и другой вариант, в котором новые открытия заставят отказаться от обсуждаемой гипотезы», — считает Вибе.

«Надо искать. Астрономы, когда ищут, всегда что-нибудь находят. Не всегда то, что ожидали, но всегда что-то интересное», — заключил Сурдин.

По материалам: ТАСС.

Комментирует новость Виталий Егоров, сотрудник частной космической компании Dauria, известный в блогосфере под ником «Зеленый Кот»:

Хотелось бы, конечно, чтобы эту планету нашли, чтобы она действительно оказалась там, но пока слишком мало аргументов в пользу этого: просчитать шесть орбит транснептуновых объектов, этого недостаточно для гигантского пояса астероидов, который, вероятнее всего, там есть. Поэтому нужно ждать, как минимум, статистики по другим объектам, которые там найдутся или, как максимум, открытия этой планеты, если она там действительно есть.

Хорошо то, что сейчас не исключается в принципе возможность обнаружения и нахождения новых объектов в Солнечной системе, потому что это открывает новые просторы для космонавтики. Если вдруг будет обнаружена новая планета, это будет очередной вызов для космонавтики, потому что после пролёта мимо Плутона сложилась такая ситуация, что мы вроде как исследовали всю Солнечную систему и, если там найдётся новая огромная планета, это будет более чем интересно. Я думаю, космические агентства задумаются над тем, чтобы снарядить и туда экспедицию.

До конца это открытие так и не совершилось, а сообщения о том, что там, наверное, что-то где-то может быть ещё летает, периодически появлялись. В общем-то и Плутон нашли, когда пытались найти что-то покрупнее, то есть фактически весь двадцатый век астрономы пытаются найти ещё одну планету, и периодически появляются сообщения о таких «открытиях», но пока убедительных доводов ещё не было. Существующие доказательства нельзя назвать убедительными, но, по крайней мере, все предыдущие доказательства можно назвать еще менее убедительными.

Комментирует новость Анатолий Денисов, член правления Ассоциации планетариев России, директор уфимского планетария:

В Солнечной системе существует достаточно мощная миграция планет. Когда они сближаются друг с другом, то воздействие бывает столь серьезным, что они могут вылетать на большие расстояния от «внутренностей» планетной системы. Возможно, такое произошло с предполагаемой девятой планетой. Гравитационное воздействие Юпитера или Сатурна вытолкнуло ее за привычные нам границы планетной системы, тем самым убрав «конкурента».

По оценкам теоретиков, масса планеты составляет три- четыре массы Земли, а ее яркость зависит от характеристик поверхности планеты. В любом случае, она не менее чем в 10 тысяч раз меньше, чем у Плутона.

Возможно, что 5 лет плюс-минус два года – это достаточно реалистичный срок для обнаружения предполагаемой девятой планеты.

Где сейчас находится на орбите планета – большой вопрос, поэтому диапазон поиска расширяется из-за естественной в настоящий момент неточности определения орбит.