Умер Игорь Петрович Волк

4 января 2017

4 января 2017 года, на 80-ом году жизни, ушёл из жизни Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, заслуженный лётчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк.

В следах, сплетающих космические тропы,

Есть твой, пускай незримый миру след,

Пусть время грубое нас всё забыть торопит,

Забудем мелочи, а то, чем жили, – нет!

 

«Для лётчика-испытателя проблема полёта будто уходит на второй план. Это для него столь же естественное состояние, как дышать, бродить по траве, смеяться и плакать. Можно так сказать: ищите меня в том, как я летаю».

И.П. Волк

Игорь Петрович Волк (12 апреля 1937 г. – 4 января 2017 г.) – Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, лётчик-испытатель 1-го класса, полковник запаса.

Родился 12 апреля 1937 г. в г. Змиеве Харьковской области Украинской ССР. В 1954 г. окончил школу  в г. Курске. Одновременно с учёбой в школе занимался в Курском аэроклубе, где получил первые навыки самостоятельного управления самолётом. Свой первый полёт совершил в апреле 1954 г.

В 1956 г. досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков. В 1965 г. окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности. В 1969 г. окончил Жуковский филиал Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе по специальности «инженер-механик».

В 1956-1963 гг. служил в авиационных частях Бакинского округа ПВО (Азербайджанская ССР. С 1965 г. – лётчик-испытатель Лётно-испытательного центра ЛИИ МАП.

И.П. Волк пилотировал все типы современных отечественных самолётов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения. Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического управления полётом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых установок. Проводил испытания самолётов на штопор и на больших углах атаки, на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полёта. Первым провел дозаправку истребителя в воздухе. Проводил целый комплекс важных и сложных испытаний и экспериментов, среди которых испытания на штопор самолётов Су-27 и Су-27У. И.П. Волк первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».

В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в 1976 г. проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта – МиГ-105.11.

Общий налёт – более 7000 часов, налёт в испытательных полётах – более 3500 часов.

12 июля 1977 г. зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». В конце 1978 г. назначен командиром отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИИ. В 1979 г. зачислен в головную группу лётчиков-испытателей для подготовки по программе 11Ф35 («Буран»). В 1979-1980 гг. – проходил подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. С 1980 г. – в составе отряда космонавтов-исследователей. С 1982 г. – космонавт-испытатель. 17-29 июля 1984 г. И.П. Волк совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя в составе экспедиции посещения вместе с В.А. Джанибековым и С.Е. Савицкой на кораблях «Союз Т-12/11» и на орбитальной станции «Салют-7». Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полёта на Землю И.П. Волк провёл эксперимент по управлению самолётом-лабораторией Ту-154, оснащённом системой управления «Бурана», и самолётом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полёты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов «Бурана» после воздействия факторов космического полёта.

В 1985 г. И.П. Волк и Р.А. Станкявичюс впервые подняли в воздух аналог МТКК «Буран» (БТС-002) для атмосферных испытаний, а в 1986 г. провели первую автоматическую посадку. Всего в 1986-1987 гг. на БТС-002 И.П. Волк выполнил пять рулёжек по взлётно-посадочной полосе в качестве командира и тринадцать полётов в качестве командира и второго пилота.

И.П. Волк должен был стать командиром экипажа первого космического полёта МТКК «Буран», однако первый и единственный полёт космического корабля «Буран» был совершён в автоматическом режиме. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И.П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. М.М. Громова.

В феврале 1987 г. И.П. Волк был назначен начальником Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей. После закрытия программы «Буран» до 1995 г. оставался в отряде космонавтов, занимался испытательной работой.

С 1995 по 1997 гг. – начальник Лётно-испытательного Центра ЛИИ (заместитель начальника ЛИИ).

В 1986-1990 гг. – президент Всесоюзной федерации тенниса СССР. С 1987 г. – член Исполкома Ассоциации участников космических полётов. С 1988 г. – президент Федерации любителей авиации, член Американского института авиации и астронавтики. С 1989 г. – почётный член Международного общества лётчиков-испытателей

и экспериментаторов. С 2003 по 2005 гг. – первый вице-президент Федерации космонавтики России. Президент Российского национального аэроклуба им. В.П. Чкалова.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983).

Награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (1984), орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), медалью «За заслуги в освоении космоса» (2011) и др.

В августе 1995 г. И.П. Волк награждён высшей в мире международной наградой в области авиации – «Высший Гранд». Этой уникальной награды удостоено всего несколько выдающихся лётчиков в мире. И.П. Волк – десятый в мире и первый на Европейском континенте лётчик, удостоенный этой награды.

4 января 2017 г. в 2 часа ночи сердце Игоря Петровича Волка перестало биться.